— У нас игры появляются тремя путями. Во-первых, заказ на создание игры может дать какая-нибудь госструктура. Например, так недавно Министерство природных ресурсов заказало нам «настолку», обучающую рациональному водопотреблению. Случай, когда все делается в экспресс-режиме: в марте заказ, в мае — сдача. Но повезло с консультантами, быстро определились с идеей.
Во-вторых, это может быть частная инициатива энтузиастов — авторов игр. Вот так два года я делал «Историю России в лицах». Наконец, в-третьих, частный заказ может дать отдельная школа. Средств для оплаты создания игры у таких заказчиков, как правило, нет, поэтому я приглашаю их пройти курс «Игропрактика для педагогов». Это выйдет дешевле, а после обучения или даже во время него слушатели уже могут сделать приличный, устраивающий их продукт. Создание игры начинается не с сюжета или картинок, а с изучения мотивации будущих игроков.
Мы работаем с фокус-группой, например, с пятиклассниками, чтобы понять, что именно их может заинтересовать. Открытие новых горизонтов, тайны, веселое взаимодействие друг с другом с элементом соперничества, небольшие миссии… Обычно заказчики дают крайне расплывчатое задание: например, сделать игру-турнир с массой информацией о том, как беречь водные ресурсы, поэтому дальше следует длительный процесс уточнения. Как можно понять, почему воду надо беречь? Побывать в ситуациях, когда ее недостаточно. Так получилась стратегия, основанная на решении проблем разного уровня: обеспечение водоснабжения в городе, для промышленности и т. д. Этакая игра в начальника «Водоканала». Бывают и другие сложности.
Например, чтобы сделать игру по истории России, для подготовки каждой карточки мы консультировались с двумя историками, которые представляли различные исторические школы, — нужно было выбрать среднюю, наиболее нейтральную линию трактовки событий, а потом еще и с историком-методистом беседовали, чтобы учесть вопросы ЕГЭ!
В обучающих «настолках» важна цель. Недавно мы закончили игру-эксперимент для «Классного журнала». Это коллекционная карточная игра «Терраформер». Обычно в «настолках» такого вида игроки собирают карточки в индивидуальную колоду, их задача убить всех магов или других персонажей противника и победить его самого.
Мы поставили другую задачу: чтобы дети могли совместными усилиями адаптировать планету к жизни и заселить ее. Добавлю, что иногда идеи для новой игры приходят неожиданно. «Семейное древо» подсказала сделать моя жена. Все в восторге, игра получила золотую медаль на одном из конкурсов, а я понимаю, что один никогда бы не смог придумать такое!
