Мельникова Наталья
Учитель русского языка и литературы, Отличник образования,
победитель муниципального и регионального конкурса
«Учитель года». Педагогический стаж 30 лет
Кажется, сегодня отпал вопрос: учить или не учить русский язык? Учить! ОГЭ, ЕГЭ, ВПР…Эти «страшные» аббревиатуры заставляют продираться сквозь лес правил и исключений. Учить, чтобы сдать, соответствовать, быть успешным. Если задача только в этом, то подспорьем станут известные брошюры и учебники. Но и эффект тогда будет недолгим. Сдал-забыл. Чтобы воспитать успешного человека, гражданина, способного и желающего развиваться в течение всей жизни, необходимо заинтересовать не только результатом деятельности (это обязательно придет), но и увлечь процессом познания. Каждый учитель-словесник, родитель для этого используют различные методы и приёмы, в числе которых можно отметить лингвистические миниатюры, сказки. В них синтезируются и определённая ситуативность (сюжет сказки), и речевая экспрессивность, повышающая воздействие текста на читателя. Данное пособие можно и нужно рассматривать как средство, помогающее:
- УЧИТЕЛЮ и РОДИТЕЛЯМ. Организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Преимущество данного пособия в том, что тексты для упражнений, диктантов, изложений берутся из одного источника, связаны друг с другом, продолжают сюжетную линию на уровне персонажей, места действия, проблемы. Таким образом, у ребёнка формируется устойчивое понятие, что мир — система, которая развивается по единым законам.
- РЕБЁНКУ. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание детей (даже если дети изрядного возраста) к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает на активное её восприятие, так как нужно не просто слушать, но и искать ответ на заключённую в ней задачу. Способствует формированию индивидуальных особенностей личности, развитию в ней творческих способностей, интуиции, воображения и мышления. Весь процесс участия в игре — это творческая деятельность ребёнка. Погружение в сказку повышает интерес детей к изучаемой теме, развивает творческие способности, навыки связной речи, помогает отбирать и анализировать факты языка.
Работа с текстом может идти и на уроке, и дома. Продолжи текст, найди загаданное слово, открытие на каждой странице, нарисуй героев, включи новые монологи и диалоги, сохранив стилистику сказки… Текст содержит богатый языковой материал для таких и подобных форм работы. Особенностью данного проекта является то, что насыщенный орфограммами и пунктограммами текст сопровождается комплектом карточек для лингвистической игры. Перечень правил, используемый в игре, ориентирует игроков на курс 8-9 классов независимо от того, по какому учебнику изучается русский язык. Эти классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. В ходе соревнования повторяются все правила, пройденные на момент игры, и (что, наверное, важнее) в игровой форме изучаются и усваиваются новые пунктограммы. А также приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 класс).